Игры на полу
Как родился оловянный солдатик? История игрушечного солдатика стара, как наш мир, закаленный в войнах и сражениях. Одно из свидетельств этому — бронзовые плоские фигурки солдат, найденные при раскопках захоронений Древнего Египта (около 2000 года до н. э.). Они изображали легковооруженного воина нумидийской пехоты и солдата-египтянина в тяжелых доспехах. Самые первые маленькие солдатики были деревянными или глиняными. Именно из дерева была сделана найденная в гробнице сына фараона Емсы миниатюрная армия, мастерски вырезанная и раскрашенная более сорока веков назад. Впрочем, и сами древнеегипетские полководцы охотно брали солдатиков в загробный мир. С их помощью было гораздо удобнее изобразить богу Осирису красоту земных побед. В VII–V веках солдатики стали персонажами игрушечной игры чатуранга — забавы индийских раджей. Это развлечение переняли иранцы и арабы. Позднее путем испанских конкистадоров страсть к миниатюрным боям проникла в Европу.Древние находки имеют очень высокую цену. В 2008 г. на Лондонском аукционе Sotheby’s найденные при раскопках фигурки этруских воинов – три солдатика, датированные 7 веком до нашей эры – были приобретены неизвестным коллекционером по цене в 140.000 евро за каждого.
Фигурки, изображающие воинов, появились многие-многие тысячелетия назад. об игре в солдатики известно из древних трактатов. Похожие солдатики существовали в Древней Греции и Древнем Риме. И все эти артефакты являются далеким прообразом того, что в настоящее время принято называть «военной игрой» или «wargames», которая представляет собой столкновение двух или более фигурок, отрядов или армий на игровом поле.
Сразу скажу, несмотря на то, что далее в тексте буду использовать слово «игра», занятие буду иметь в виду отнюдь не детское. В том числе, потому что задачи с помощью «солдатиков» решались не шуточные. Пример тому – история Нидерландов – молодой страны, сражавшейся за свою независимость против Испании (одного из самых сильных и богатых государств Европы 16 века).
Судьба столкновения выглядела предрешенной – с одной стороны многотысячная профессиональная армия Испанской Короны (одного из самых богатых и сильных государств 16 века), а с другой – ополчение маленькой страны. Армию только предстояло создать, и сделали это Мориц и Вильгельм Оранские, смоделировав ее при помощи «военной миниатюры». В общем, «Устав» и «Нидерладский боевой порядок» вначале появились на игровом столе, после чего скромная армия маленькой страны раз за разом громила испанские войска в реальных сражениях. Ну а после того, как свершилось чудо - Нидерланды были признаны независимым государством - военная игра стала обязательным предметом при обучении наследников Европейских престолов.
Такие фигурки были очень дорогими, поэтому заказать несколько сотен мини-бойцов могли позволить себе только очень состоятельные люди - «игра в солдатики» долгое время не выходила за пределы дворцов. Однако, «техническая революция» изменила ситуацию, фигурки стали отливать из олова. Так появился «оловянный солдатик» или «плоская Нюренбергская фигурка».
Широкомасштабную рекламу «доступным армиям» сделал король Пруссии Фридрих II Великий. Его страна была бедной и не могла предоставить наследнику престола престижную ювелирную коллекцию, какими обладали английские и французские принцы. Со временем Фридрих повторил действия братьев Оранских, разработав новый боевой Устав с учетом реалий нового времени, а также дополнительно ввел правила, по которым офицеры и генералы его штаба сначала проводили учения, используя фигурки оловянных бойцов, после чего они повторялись на учениях. Так появился официальный warengames, который в то время носил немецкое название «krigschpiel» (или «военная игра»). И именно это увлечение короля добавило со временем приставку «Великий» к его титулу. А европейская культура получила доступное и полезное занятие, как для детей, так и для взрослых.
Использование «варгеймов» было экономически очень выгодно, так как к 1860-70ым годам численность средней европейской армии переваливала за отметку в 200000 человек, и осуществлять реальные учения армий было очень накладно. А военные игры были отличным выходом, позволяющим наследникам, рожденным полководцами, изучать методы ведения войны: прорабатывать различные варианты вторжения, контрнаступления и взаимодействия фронтов, распределения ресурсов и так далее. Как это выглядело на практике?
Традиционные игровые оловянные солдатики Великобритании.
Справедливости ради стоит сказать, что родиной настольных военных игр (в том виде, в котором они существуют сейчас) все-таки принято считать Англию, поскольку именно в этой стране была создана «теоретическая база» доступных массам настольных баталий.
Особые заслуги в этом принадлежат Герберту Уэллсу, который впервые предложил применять в игре шестигранный кубик (введя в игру элемент неопределенности) и создал книгу «Война в миниатюре» (в которой были собраны описания множества игр с оловянными солдатиками, а также свод правил военных игр). Спустя 70 лет, игровая система, предложенная Уэллсом, была положена в основу известнейших настольных игр нашего времени. Так англичане стали своего рода законодателями мод, а коллекционирование вошло в состав занятий, достойных настоящих мужей.
Для игровых сражений нужны несколько вещей: миниатюры (солдатики, техника), правила, кубики, поле (или макет местности) и достойные партнеры, а в некоторых случаях даже модератор-игротехник (организующий процесс). При этом сценариев игр существует великое множество: исторические (повторяющие реальные сражения или моделирующие возможную альтернативу), фантастика, фэнтези, квесты по мотивам известных произведений, юмористические сюжеты и так далее. Отдельные сценарии игр могут быть связанны между собой – это называется кампанией. В подобного рода играх обычно внушительный объем правил – иногда даже целые книги. В общем, это мир, предполагающий настоящее «погружение» в себя. Просто так не сыграешь – нужно очень этого хотеть. Да и игры эти совсем не детские – сложные, долгие и достаточно дорогие. В течение нескольких сотен лет изначально элитное и дорогостоящее занятие наследников престолов (своего рода форма обучения) превратилось в явление доступное и массовое. Штабные учения и моделирование боевых ситуаций трансформировались в досугово-развлекательный формат с применением игральных кубиков.
Натуралистичность отошла на задний план и отдала первенство сложно утроенным воображаемым вселенным, а третейских судей заменил внушительный свод правил и модераторы–игротехники. Но при всем этом, «игра в солдатики» продолжает оставаться занятием весьма и весьма полезным, так как в процессе игры нужно решать массу задач: формировать взаимоотношения, учитывать ресурсы, сильные и слабые стороны участников, уметь видеть картину в целом и себя в ней, а также многое-многое другое. В общем, потенциал у современных "wargames" большой.
Две реальные мировые войны нанесли серьезный ущерб индустрии настольных войн, но уже в 50х годах, она оправилась, и на рынке появился новый участник и законодатель нынешних мод – Америка. Бум популярности темы "wargames" пришелся на 60-70ые гг. В этот период появились компании, занятые исключительно производством «настолок», львиная доля которых приходилась на военные игровые системы. Ну а в 90е американский бум докатился до Европы.
Исторический варгейм фигурки 40 мм
Стойкий оловянный солдатик.
Каждый любитель военной истории не останется равнодушным при виде прекрасно выполненной иллюстрации на любимую им тему. Но как бы не был прекрасен художник, двухмерное изображение не позволяет рассмотреть фигуру со всех сторон. Желание получить полное и подробное представление и определяет настоящего ценителя и специалиста. То, что не может быть передано изобразительными средствами, полностью реализуется в объёмных фигурках солдат, или правильнее говоря – в военно-исторической миниатюре. Коллекционирование таких фигурок недаром называется « хобби королей». Начиная с 14 века, большинство европейских монархов отдавали предпочтение этому увлечению. Ещё в 1516 г. аугсбургский мастер Ганс Бургмайер изготовил для императора Максимилиана 1 деревянные фигурки конных рыцарей участвовавших в турнире. Российский император Пётр 1 также не был равнодушен к этому увлечению - в его распоряжении находилась большая коллекция миниатюрной артиллерии. Хорошо известна коллекция солдатиков российского императора Петра 3. В ней были не только простые фигурки из дерева, воска и свинца, но даже из ваты, закреплённой сахарной пудрой. Кроме этого в его коллекцию входили механические фигурки саксонской работы. Современники писали, что император имел специальный кабинет, на полках которого стояло множество солдатиков, а на столе – игрушечная фортеция, где он разыгрывал сражения и вахтпарады. Один раз Пётр 3 приказал своему игрушечному войску поймать нескольких, якобы сбежавших ,солдат и капрала. После того как они были пойманы, их судил игрушечный трибунал и приговорил к повешению, что и было выполнено самим устроителем игры.
Тамбур-мажор, Франция 1812г |
Корнет фузилёров 67 лин. п. Франция |
Джон Лонгсли, 13в |
Приблизительно с середины 18в, развиваются два направления в изготовлении солдатиков. Первое – это объёмные фигурки из благородных металлов, например золотые фигурки артиллеристов из коллекции сына Наполеона 1. Второе – массовые объёмные солдатики из свинца, какие начал изготавливать с 80-х гг. 18 в. парижский мастер Люкот . Его недорогие фигурки состояли из нескольких деталей, благодаря чему им можно было менять позы. В начале 19 в. В Париже группа изготовителей объёмных солдатиков –Куперли , Блондель и Жарбо объединились в фирму «С.В.J.» , существующую и поныне, и занялись экспортом своей продукции во все страны Европы. В Германии наибольший расцвет выпуска металлических солдатиков приходится на конец Наполеоновских войн, когда всю Европу охватила волна патриотизма , смешанного с милитаризмом. К 30-ым годам 19 века ,пристрастие к оловянным солдатикам охватило всю Европу. В Россию «массовые солдатики» пришли в XIX веке. В середине 19 в. Фабрики по выпуску оловянных фигурок появляются в Берлине и Лейпциге, в последствие ставшем центром по выпуску немецких объёмных фигурок. В 1819 г. берлинский гравёр Густав Зольтке открывает фабрику и изготавливает для короля фигурки солдат всех родов войск прусской армии.
Знаменитый « стойкий оловянный солдатик», изготовленный нюрнбергскими мастерами в середине 18 века , значительно отличался от фигурок французских мастеров .Немецкие фигурки отливались плоскими из оловянно-свинцового сплава в форму с неглубоким рельефом. Появившись на свет во время правления короля Пруссии Фридриха Великого, они до сих пор путешествуют по всему миру. Наиболее известные из них были изготовлены мастером Иоганном Готфридом Гильпертом. Став в 1860 г. полноправным гражданином Нюрнберга, он начинает производить оловянные фигурки солдат армии Фридриха 2 Великого. Одна из самых известных фигурок Гильперта - император Фридрих верхом на белом коне Конде, ставшая своеобразным символом плоских фигурок.
Существует два принципиально разных подхода к «солдатикам» - коллекционирование и игра, соответственно два типа солдатиков – «военно-историческая миниатюра» (фигурка, которую «ставят на полку», а иногда предварительно создают своими руками – собирают и окрашивают) и «игровая миниатюра». Коллекционные фигурки солдат различных эпох, выполнены и покрашены с максимальной исторической достоверностью и реализмом, могут быть самых разнообразных размеров-от 54 до 200 мм и более. В настоящее время во всём мире много фирм выпускают военно-историческую миниатюру, что даёт богатый выбор для любителей данного хобби.
Интересные факты
Последний российский император Николай 2 также имел коллекцию игрушечных солдатиков, часть из которых была выполнена на высочайшем уровне на ювелирной фабрике Фаберже.
В число людей, увлеченных военной миниатюрой, вошли такие известные исторические личности как Наполеон I, Александр Суворов, Уинстон Черчилль, писатели - Ганс Христиан Андерсен, Н.В. Гете, А. Франс, Р.Л., Р.Л.Стивенсон, Артур Конан Дойль, а также российские императоры Петр III, Павел I, Николай II.
Интересные факты - Первым воспитателем Павла 1 стал дипломат Ф. Д. Бехтеев, который был одержим духом всяческих уставов, четких приказаний, военной дисциплиной, сравнимой с муштрой. Это создало в представлении впечатлительного мальчика, что все так и происходит в повседневной жизни. И он ни о чём не думал, кроме солдатских маршей и боев между батальонами. Бехтеев придумал для маленького князя особый алфавит, буквы которого были отлиты из свинца в виде солдатиков……..
Ростопчин, вспоминая истинные причины расположения к нему наследника престола, рассказывал историю о поездке в Пруссию в молодые годы. В одном из немецких трактиров будущий граф обыграл в карты прусского майора, который, не имея достаточных средств, предложил в качестве платы семейную коллекцию оружия, доспехов, мундиров и других предметов разных времен, в том числе была и большая коллекция солдатиков. Ростопчин привёз коллекцию в Россию, и вскоре слава о ней разнеслась среди молодых офицеров и достигла Павла Петровича. Цесаревич с большим удовольствием осмотрел ее и попросил продать. Ростопчин, не видевший в коллекции особой ценности, подарил ее наследнику, который, лишенный дружеского общения, без сомнения оценил данный жест.
Людовиг XIV, заказал своему сыну порядка 300 фигурок из серебра, Наполеон подарил своему потомку 117 золотых воинов. А по заказу Николая I профессор скульптурного класса Санкт – Петербургской Художественной Академии Вильгельм Газенберг создал целую галерею типажей русских военных в виде миниатюрных скульптур в масштабе 1/4.
В Европе музеи оловянных фигурок существуют во Франции в Компьене, в Австрии в замке Поттенбрунн , в Германии в Плассенбурге у Кульмбаха (огромная выставка, состоящая из 250 диорам), в Лейпциге (диорама "Битвы народов" 1813 г.). Одну из самых знаменитых коллекций можно увидеть недалеко от Оксфорда — во дворце Бленхайм, родовом "гнезде" герцогов Мальборо. Об этих солдатиках можно узнать из воспоминаний Уинстона Черчилля.
А в России крупнейшее собрание военной миниатюры храниться в Государственном Музее им. Суворова. Оно насчитывает порядка 10 тысяч оловянных бойцов и является одним из крупнейших в Восточной Европе. Это богатство создано усилиями трех коллекционеров советского периода – А.И. Любимовым, М.В. Люшковским и Раковым Л.Л.
Кстати, еще один интересный факт! При помощи коллекции собранной Люшковским, моделировались батальные сцены фильма «Война и мир», снятого Бондарчуком, которые прямо «со стола» переносились на съемочные площадки. По-другому их было просто не снять!
Отрощенко А.Н.